Аттестация педагогических работников

Условия допуска педагогического работника к аттестации

Педагогический работник, изъявивший желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, подает письменное заявление в аттестационную комиссию, которая принимает решение о допуске его к аттестации (отказу в допуске) 

Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям. Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. В целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.bsu.by). Пунктом 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования»;

наличие стажа работы. Стаж работы по занимаемой должности и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке (выписке из приказа) - (п. 18 Инструкции).

Претендовать на присвоение второй и первой квалификационных категорий могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются два года; высшей квалификационной категории - три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В стаж работы не учитывается период пребывания педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком и достижения им возраста трех лет (п. 19 Инструкции).

освоение содержания образовательной программы повышения квалификации управленческих работников и специалистов. Переподготовка, стажировка, получение образования в очной и заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации (п. 18 Инструкции).

Срок проведения аттестации педагогического работника на присвоение второй и первой квалификационных категорий не должен превышать трех месяцев с даты ознакомления аттестуемого с приказом о проведении аттестации, на присвоение высшей квалификационной категории – четырёх месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола заседания аттестационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена этим педагогическим работником (Часть третья п. 22 в ред. постановления Минобразования от 01.08.2022 N 216).

В эти сроки не учитываются периоды временной нетрудоспособности и трудового и (или) социального отдыха педагогического работника (п. 22 в редакции постановления Минобразования от 26.03.2014 N 20).

Квалификационные требования к профессиональной деятельности

На основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. №69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» 

Квалификационные требования «ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В группах для детей в возрасте от двух месяцев до четырех лет, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее (среднее специальное образование) по профилю «Педагогика» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по направлению «Педагогика детства» без предъявления требований к стажу работы.

В группах для детей в возрасте от четырех до семи лет, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее образование по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или высшее образование и переподготовка по направлению «Педагогика детства» без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»
Высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»
Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование по специальности «Социальная и психолого-педагогическая помощь» или высшее образование и переподготовка по специальностям «Практическая психология», «Психология», «Психология семейных отношений», без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования «РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
В учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее (среднее специальное) образование по специальностям в сфере физической культуры и спорта или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по специальностям в сфере физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ»
Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Специальное образование») или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Специальное образование».